Генетические дефекты зубной эмали способствуют развитию кариеса

Почему у некоторых людей развивается кариес несмотря на то что они всегда тщательно чистят зубы в то время как другие менее строго относятся к гигиене полости рта но не имеют каких-либо кариозных повреждений? В конечном счете и у тех и других на поверхности зубов находятся бактерии, которые могут повреждать зубную эмаль. Эмаль образуется путем минерализации специфических белков эмали. Если внешний слой зубов является дефектным, кариес может атаковать.

Исследователи из Университета Цюриха впервые точно определили генетический комплекс, отвечающий за формирование зубной эмали. Две команды из Центра стоматологической медицины и Института молекулярных биологических наук использовали мышей с различными мутациями эмалевых белков, участвующих в так называемой Wnt-сигнальном пути. Благодаря этому маршруту передачи клетки животных и человека реагируют на внешние сигналы и специфически активируют выбранные гены в ядрах. Сигнальный путь имеет важное значение для эмбрионального развития и также играет ключевую роль в развитии рака или физических дефектов.

Мутации в белках вызывают дефекты зубной эмали

"У всех мышей с мутациями в этих белках обнаруживаются зубы с дефектами эмали," объясняет Pierfrancesco Pagella, один из авторов исследования. "Таким образом, мы показали, что существует прямая связь между мутациями в генетической схеме этих белков и развитием дефектов зубной эмали." Это генетическое открытие открывает новый путь к улучшению нашего понимания формирования зубной эмали.

Команда исследователей впервые в мире использовала современные генетические, молекулярные и биохимические методы для детального изучения дефектов зубной эмали. "Мы обнаружили что три конкретных белка, участвующих в Wnt-сигнальном пути не только участвуют в развитии тяжелых заболеваний, но и в качественном формировании свойств высокоразвитой ткани," - говорит соавтор Клаудио Канту из исследовательской группы молекулярной биологии под руководством проф Конрада Basler. "Если передача сигнала не работает должным образом, структура зубной эмали может измениться."

Повышенный риск образования кариозных полостей при поврежденной зубной эмали

Твердость и состав зубной эмали могут влиять на прогрессирование полостей. "Мы показали что кариес не только связан с бактериями, но и с сопротивляемостью зуба," - говорит Thimios Мициадис, профессор челюстной биологии в Центре стоматологии. Бактерии и их токсичные продукты могут легко проникать сквозь эмаль с менее стабильной структурой, что приводит к образованию кариозных поражений, даже при соблюдении гигиены полости рта.

По материалам Университета Цюриха